Новый год Деревьев, называемый в Израиле «Ту би-шват» – древний праздник, который в современное время укрепил и обогатил свои замечательные традиции.
Этот праздник сейчас посвящён не только посадке и прославлению деревьев и их плодов, но и единению человека с природой.
Ту би-шват выпадает на 15-е число месяца шват по еврейскому календарю. В этом году (2010 г.) начало праздника пришлось на 30 января.
К Новому году Деревьев у нас обычно заканчивается сезон дождей, и природа возрождается к новой жизни.
Календари возраста четырёх миров
В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырёх миров:
- по одному календарю (первый месяц которого - нисан), отсчитывается история Израиля;
- по другому календарю (первый месяц - тишрей) отсчитывается история всего человечества;
- по третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных;
- по четвертому календарю (первый месяц - шват) измеряется возраст растений.
Старые и новые традиции праздника Ту би-шват
В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов (занятыx слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов), и десятинy - в пользy бедныx.
Посколькy такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было относить часть от yрожая одного года в счёт yрожая дрyгого года.
Праздник Ту би-шват был yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого.
Для деревьев здесь имеется ещё и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трёх лет его плодоношения. А чтобы знать точный возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признаётся Ту би-шват.
Новый год Деревьев – необычный праздник. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Однако все помнят об этом старинном празднике и чтут традиции его отмечания.
После разрушения Второго Храма (в 70 году н.э.) многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейскогоХрама, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и праздник Ту би-шват временно перестал существовать. За годы опустошений и войн погибли многие леса и рощи. Постепенно благословенная земля превратилась в пустыню...
С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории праздника Ту би-шват, который получил современные черты и развитие.
Иммигранты, вернувшиеся на землю своих отцов, понимали: перед ними стоят задачи её возрождения. Необходимо было преодолеть пустыню, осушить болота и превратить эту землю в цветущий сад!
В 1890 году, 15 швата, Зеэв Явиц - директор школы, писатель и историк - призвал к празднику своих учеников и сам вышел вместе с ними, чтобы посадить деревья.
Так возродился этот древний праздник, и возникла новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват.
Новый год Деревьев с тех пор празднуется ежегодно.
Символом праздника Ту би-шват уже в начале поселенческого движения стало цветущее миндальное дерево.
Ту би-шват сейчас широко отмечают не только израильтяне, а также евреи Америки и многих других стран мира.
Празднуя Новый год Деревьев, мы вспоминаем сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя срубать и ломать их, ибо они дарят человеку свои плоды.
Вообще, у человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, мы сильны своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу и дереву, и человеку. Крона дерева, нарастающая год от года, отождествляется с жизнью человека, а плоды дерева - как наши дети.
Празднование Ту би-шват длится несколько дней.
Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. В первую очередь, это пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и многие другие. По заведённым традициям, на праздничном столе должно быть семь, пятнадцать, и даже пятьдесят видов плодов! Существует порядок их потребления в этих трапезах. Он связан с происхождением плодов; обращается внимание на соотнесение их съедобных и несъедобных частей и др.
Современный этап в истории праздника Ту би-шват отмечен гораздо более широким толкованием его назначения и рождением новых замечательных традиций.
Время этого праздника посвящается не только посадке саженцев деревьев, кустарников и других растений, но и единению человека с природой.
В течение недели, на которую выпадает праздник, совершаются походы и экскурсии, призванные изучать растения родного края и беречь их. Члены природоохранных организаций и их сторонники проводят разнообразные мероприятия, посвящённые охране и изучению растений.
Новый год Деревьев знаменуется массовыми посадками всевозможных древесных растений и цветов. Тысячи людей разного возраста вносят посильный вклад в дело украшения своей земли растениями. Так в Израиле появляются рукотворные леса рощи, парки, аллеи. Рождаются новые и хорошеют старые сады.
Перед посадкой саженцев заблаговременно подготавливаются места, которые помечаются флажками. А потом дети и взрослые сажают сюда деревья и собирают эти флажки, ведя счёт посаженным растениям.
В этом году наш маленький правнук в детском саду тоже принимал участие в празднике Ту би-шват. К сожалению, я не смог попасть к ним на праздник.
«Я посадил целых семь деревьев!» - гордо доложил мне внук потом, демонстрируя 7 флажков. Конечно, ему в этом помогала бабушка, но он приехал с праздника такой довольный!
В нашем саду мы пересадили на новое место деревце граната, и ещё Ник с бабулей занимались посадкой цветов.
Правда, садовый цветник нам пришлось огородить по периметру низкой металлической решёткой, защищая цветы от нашего кролика Яшки, которому они очень нравятся во всех смыслах этого слова
В Израиле детям с самого раннего возраста прививается любовь к природе, бережное отношение к растениям - ни одна выросшая травинка или веточка дерева не может быть сорвана!